?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

4

Хотел бы рассказать об этом явлении в несколько ином контексте, нежели мы привыкли слышать. Вернее, рассказать о несколько необычном субъекте этого явления.

С чего это я вдруг вспомнил о кровной мести? Сидел и отбирал свои фотографии из Черногории, чтобы поделиться ими с вами, и вспомнил свое самое большое потрясение от этой страны. Летом, в Цетине, в древней столице страны, я узнал, что у черногорцев есть древний обычай кровной мести. Более того, есть он и у сербов.

Черногория – моя большая любовь. Потрясающий сплав природы, культуры, православия, кухни, моря, гор и прекрасного отношения к России и к русским. И вот я узнал о кровной мести у черногорцев, и мне показалось парадоксальным, что этот обычай может существовать у православного народа, с религиозной традицией, проповедующей милосердие и всепрощение.

Что мы вообще знаем о кровной мести?

Сегодня принцип кровной мести практикуется в странах Ближнего Востока, у некоторых кавказских народов, в Албании, а также в Южной Италии. Всем известно итальянское ее название – вендетта.

В Европе обычай имел широкое распространение в средневековой Италии, скандинавских странах и среди германских народов. Принцип кровной мести, равного воздаяния за преступление, описан и в Библии в виде принципа «око за око, зуб за зуб».

Существовала кровная месть и в древней Руси. Мы находим свидетельства об этом в «Русской правде» Ярослава, сборнике правовых норм. Уже в самом его начале говорится: «Аже оубиеть мужъ мужа, то мьстити брату брата, любо отцю, ли сыну, любо брату чадо, ли братню сынови».

Клятва кровной мести «Крвна Освета» написана в древнем черногорском коде чести «Заклетва»: черногорец должен отомстить убийце своего родственника или одному из его близких родственников.

Хорошо об этом явлении рассказано в книге И.Ю.Попвича-Липоваца «Черногорцы и черногорскiя женщины» 1890 г. издания. С вольным его пересказом, а чуть пониже и с отсканированными страницами из книги я вас и оставляю на сегодня:

Кровная месть («Крвна освета») — одна из наиболее характерных черт племенной культуры Черногории. Первые сведения о нем относятся еще к XV в., а как показали полевые исследования К. Боэма, идея кровной мести сохранялась в горных долинах вплоть до 60-х гг. XX в. Многие исследователи отмечали, что кровная месть унесла в Черногории больше жизней, чем войны с турками.

Путешественники XIX в. отмечали, что этот обычай рассматривался черногорцами как природный и божественный закон. Существовала черногорская интерпретация слов символа веры: «Света от света, Бога истинна». Это место черногорцы переводили как: «Света освета, Божья истина». Не отомстить своему врагу в течении года считалось трусостью; такого человека преследовали насмешками: «Сними штаны, надень юбки, ты не юнак, ты не отомстил, ты трус!» Даже родная мать упрекала сына, если он не успел отомстить за отца, брата, родственника или побратима. От кровной мести были освобождены лишь женщины и дети. Убийство могло произойти в любом месте. Известен пример, когда священник был убит во время чтения евангелия. Многие священники из боязни мести ходили в церковь вооруженными.

Причины мести различны, но, как правило, связаны с оскорблением родовой группы. Это могли быть убийство, раны, обида, насмешка. Очень часто кровная месть разгоралась из-за бесчестья родственницы, отказа от жены после брака.

Женщины принимали участие в «освете» как хранители традиции. Среди женщин была распространена поговорка «Ко се освети, тай се посвети». Существовал обычай: женщины снимали окровавленную рубашку с убитого и хранили как талисман, показывая ее изредка мужчинам и укоряя их при этом, что они не могут отомстить. С убитого также снимали верхнюю одежду и относили в родное племя. Там женщины-плакальщицы собирались на поминки («покайницы»), окружали окровавленную одежду и плакали: «Не сердись, юнак, хоть ты погиб за свободу и веру православную, но тебя отомстят молодцы, молодцы твои родичи». Иногда женщины принимали участие в отмщении с оружием в руках. Если женщина мстила за убитого, то сама она была в безопасности, даже если была поймана на месте преступления.

Кровная месть развивалась на протяжении поколений, поскольку в ее основе лежала идея родства и корпоративности. Кровь (крв) была символом целого комплекса отношений. Племена считались у крови, когда между ними существовала вражда. Участник осветы считался кровником. При убийстве племя теряло кровь, кровь составляла долг мстителя и кровь «успокаивалась» при заключении мира и прекращении мести при посредничестве судей. Идеи крови и мести были взаимосвязаны.

Существовала возможность прекращения мести путем «выкупа крови». Эта процедура имела определенный ритуал. Несколько десятков человек из племени убийцы приходили к дому убитого. В первый раз их не принимали, и они были обязаны явиться во второй раз в большем составе и опять просить мира. Если семейство убитого соглашалось, оно вступало в переговоры. По данным Поповича-Липоваца, обычная цена за убийство составляла 240 талеров, из которых 40 шло старейшинам племени, а остальные — семье убитого.

Чтобы договор был тверже, к дому убитого посылали двенадцать матерей с двенадцатью некрещеными детьми. Двенадцать юнаков брали на руки детей и кричали: «Прими куме Бога и св. Иована». Родственники убитого принимали и целовали своих крестных детей. Потом выходили с каждой стороны по четыре человека, целовались и делались побратимами. Иногда для прекращения мести заключали кумовство («кумовство умира освете»).

Когда племена заключали мир, убийца, повесив на шею оружие, которым он убил покойного, и, пригнувшись к земле, на четвереньках полз к кровнику, который встречал его на полпути и снимал с шеи оружие. Обидчик должен был поцеловать обиженного в правое плечо, а тот его — в лицо. После этих церемоний убийца устраивал пир («трапеза од вражде»). Гости одаривали хозяина, но за это и он должен был подарить что-нибудь всем гостям со стороны убитого. Мясо, предлагаемое гостям, должно было быть хорошо прожаренным, чтобы не напоминать своим видом о крови.

Заключение мира после ранения проходило также, но стоило дешевле (до 50 цехинов). В некоторых местностях ружье или пистолет в серебряной оправе, из которого стрелял покушавшийся, переходил во владение потерпевшего.

Кровная месть не является исключительно черногорским явлением. Она встречается во многих культурах Европы и Азии, как в древности и средневековье, так и в новое время. К. Боэм полагает, что этот феномен свойственен группам, которые регулярно контактируют в условиях, когда нельзя избежать межгрупповых конфликтов. Она несет также функцию поддержания боевой готовности мужчин, что в условиях постоянной войны с турками было немаловажно. Однако гораздо более существенной выглядит корреляция между кровной местью и развитием в обществе патрилинейных кровнородственных групп. Антропологами было отмечено, что в матрилинейных обществах, где мужчины рассеяны по семьям, уровень кровной мести гораздо ниже. В Черногории основной группой в освете выступало братство, члены которого вели происхождение от одного предка. Напомним, что кровь считалась символом и причиной осветы.

Таким образом, в основе черногорской племенной организации и племенного этоса лежало родство. Племя и братство считались выше национальности и религии. Так, православные Васоевичи полагали, что их предок и основатель албанского племени Крастеничей были братьями, и в этой связи члены одного племени всегда находили теплый прием в другом. В то же время Васоевичи с презрением относились к православным сербам (так называемым серблякам), жившим на васоевичских землях, но не включенных в племенную структуру. Все посты в племенах могли занимать только сородичи, и ни одно племя не признавало власти чужаков.


123




друзья2

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
acer_leaf
Jan. 23rd, 2013 11:11 pm (UTC)
Может... пережиток?
kuznezow77was
Jan. 23rd, 2013 11:31 pm (UTC)
Вот это я понимаю, око за око...
shewlyakow
Jan. 23rd, 2013 11:34 pm (UTC)
Интересный пост, надо будет не спеша почитать!
staryi_vorchun
Jan. 24th, 2013 01:41 am (UTC)
с удовольствием читал :) очень интересно. Спасибо
georgith55
Jan. 24th, 2013 02:39 am (UTC)
Красивые, величественные и гордые ритуалы. Как сама месть так и заключение мира. Во главе всего - честь рода, а талеры и подарки- всего лишь символы прощения и покаяния.
kudryavin
Jan. 24th, 2013 02:45 am (UTC)
Дикари
draco_argento
Jan. 24th, 2013 03:21 pm (UTC)
"Иногда женщины принимали участие в отмщении с оружием в руках. Если женщина мстила за убитого, то сама она была в безопасности, даже если была поймана на месте преступления."
- в юности смотрела югославский фильм (название, к сожалению, забыла) как раз на эту тему. Мужики сгинули в междоусобицах и тогда последний в роду начинает тренировать девушку на киллера. Оч. сурова оказалась ее мстя :-)
( 7 comments — Leave a comment )