?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Мифы» Мединского

Причиной появления моего вчерашнего поста стала книга Владимира Мединского «Война. Мифы СССР», в котором он разбирает по полочкам не только культовый сериал, но и ряд других фильмов советского и пост периодов.

Да, да, это тот самый Мединский – любимый протагонист прогонов либеральной части нашей блогосферы. Занимательное чтиво – его книжка, надо сказать. Местами спорное, но занимательное.

Про «Мгновения» не буду, ибо в посте моем вчерашнем тезисы Владимира Ростиславыча на сей счет нашли свое отражение. Но с его комментариями о ряде других постсоветских фильмов я бы хотел вас ознакомить. Если заинтересует, книжку можно погуглить. Она есть в интернетпросторах в электронном виде.



«Сволочи»

2006-366201-1

«Вручать приз за лучший фильм этому фильму… позорящему мою страну, я не буду».
Кинорежиссер Владимир Меньшов.


Самое наглое в этой истории — то, что рекламная кампания фильма о детях-смертниках, которых готовит НКВД, строилась на подчеркивании: мол, все это — суровая скрываемая от народа правда. Можете ознакомиться с гигантскими интервью автора сценария о том, как его, подростка, якобы самого готовили к участи смертника. «На моем курсе было 60 человек — пацаны от 14 до 16 лет, разбитые по пятеркам. Конечно, все со статьями, в основном — убийства». Что тут добавить? Всяко уж мы изваляли СССР, а теперь вот еще повесили на него преступления самих нацистов — подготовку детей-смертников. Сценарист от фильма впоследствии отрекся, заявив, что его… обманули. Якобы пока сценарий переходил из рук в руки, содержание кто-то извратил. Режиссер от фильма тоже отрекся, заявив, что и его… обманули. Ответственные за выделение на это лживое антигосударственное кино госсредств ни за что, естественно, не ответили. Скверная вышла история. Когда «Сволочи» получали киноприз российского MTV (слава богу, хоть не канала «Культура») ведущий церемонию Владимир Меньшов бросил конверт на пол и отказался вручать премию.


«Штрафбат»

Без-имени-6

«Это своеобразный политический, идеологический заказ. Надо вдолбить в головы современной молодежи, что Победу ковали не маршалы Жуковы и рядовые Матросовы, а уголовники».
«Независимая газета».


Фильм снят масштабно. Не банальный сериальчик — полноценное многосерийное кино. Снят, признаемся, талантливо. Хорошие актеры. Динамичный сюжет. Вызвать ненависть и презрение к «Совку» и коммунистам — эту задачу «Штрафбат» решает на все 100 %. Только вот к исторической правде это насквозь идеологизированное кино имеет крайне отдаленное отношение. От первого до последнего кадра — традиционный набор «ляпов», натянутостей, и тех преувеличений по форме, которые, в конечном счете, полностью дезавуируют содержание. Суперположительный герой Серебрякова в штрафбате прямиком с 1941-го (хотя штрафбаты опять же — появились во второй половине 1942-го). Уголовная мразь воюет вперемешку с честными невинно осужденными офицерами (на самом деле они не смешивались, бывшие зэки могли попасть только в штрафные роты). Штрафник-командир (командирами были только кадровые офицеры — причем лучшие, направляли туда с повышением в звании и денежном содержании). Пожизненный срок пребывания в штрафбате (в действительности — три месяца максимум, или до первого ранения, или до первого боевого отличия). Заградотряды с пулеметами за спиной штрафбата (не было такого, у заградотрядов — другие функции). Штрафников отправляют в разведку — за линию фронта. Не было. Штрафбат не мог выполнять функции дивизионной разведки. В разведке солдаты добивают своего раненого… Ну, это уже просто прямое оскорбление фронтовикам. Постоянные политические «разговорчики» в землянках и казармах… Эх, ну это же не курилка во ВГИКе 70-х. Не было в те годы такого, да и не могло быть — боялись. Наконец, «еврейской темы» на фронте просто не существовало. Были мы и немцы, национальный вопрос — дело более спокойных и в чем-то более глупых времен. В общем, набор черных мифов, которых авторам было бы легко избежать, прояви они хотя бы минимальную любознательность. Но, не проявили. И не случайно, ибо в одном «Штрафбат» — фильм действительно новаторский. В том, что в нем невежество идет не от лени создателей, а от принципа. Режиссер Николай Досталь: «У нас официальных консультантов не было, и не было умышленно. Мы понимали, что идем на исторические неточности в угоду художественной выразительности, и не хотели консультанта-историка, который бы нас все время хватал за руку… Уже когда картина была готова, я прочитал в одном из последних интервью Виктора Астафьева горькую, но правильную фразу: „Мы войну выиграли мясом“. Наша картина как раз об этом». (Из интервью создателей фильма на Би-Би-Си). Впрочем, полностью избежать услуг консультантов творческой группе не удалось. Был задан вопрос: «Где актеры научились так выразительно играть уголовников?» Актер Юрий Степанов ответил: «Были кое-какие консультации и разговоры. Тех, кто прошел штрафбат, почти не осталось, но я лично беседовал с некоторыми людьми, которых можно назвать, скажем так, действующими ворами». Ничего добавлять не буду — удержусь.


«В августе 44-го…»

Без-имени-5

«Я виноват. Должен был подставить свою голову, но, извините, не успел».
Из фильма.


Этот фильм почему-то так не понравился автору романа «Момент истины (В августе 44-го)», Владимиру Богомолову, что он даже снял свое имя с титров. Видимо, как бывший контрразведчик автор оставался излишне требовательным к себе и другим. Требовал максимальной точности от всех, от каждого эпизода, каждой детали. В кино же такого достигнуть, увы, практически невозможно. Помнится, когда кто-то выразил сомнение, будто у СМЕРШевцев существовала такая боевая техника — стрельба по-македонски, т. е. на ходу из двух пистолетов по движущейся цели.

Без-имени-7

Удостоверение сотрудника СМЕРШ. Настоящее. Как видите, это структура НКО — не «гэбэшная», армейская. На флоте и в НКВД были свои отдельные СМЕРШи.


Богомолов ответил сразу же, и, как всегда, подтвердил документами. В 1934 году в Марселе усташами, адептами стрельбы по-македонски, при наличии самой тщательной охраны кортежа были застрелены югославский король Александр и министр иностранных дел Франции Барту. После этого стрельбу по-македонски начали культивировать офицеры советской военной контрразведки. К 1944 году, когда происходит действие романа, стрельба по-македонски культивировалась по крайней мере в семи странах, в т. ч. лучшими агентами ФБР и Скотланд Ярда. В художественном романе было использовано множество подлинных документов: приказов, сводок, ориентировок, за всяким эпизодом — реальные случаи, воспоминания военных контрразведчиков, архивные данные. Автора консультировал непосредственно бывший начальник ГРУ Наркомата обороны СССР (в 1942–45 гг.) И. И. Ильичев. В экспертном заключении по роману № 3/14861 от 7 августа 1974 года говорится: «Публикуемые в материале документы, за исключением элементов привязки (фамилии и воинские звания участников событий, время и места действия, порядковые номера соединении и частей), текстуально идентичны подлинным соответствующим документам». Изданная многомиллионным тиражом книга, а затем многократно показанный по телевизору фильм начисто снесли негативный образ СМЕРШа. Для тех, кто прочел — увидел — и осмыслил произведение Богомолова, нет больше засевших в кустах с пулеметами контрразведчиков, стреляющих в спины драпающим штрафникам. Теперь мы знаем, чем в действительности занимался СМЕРШ. Есть капитан Алехин (Е. Миронов) и старлей Таманцев (В. Галкин) — обаятельные, мужественные, умные герои. Есть генерал Егоров (А. Петренко), ради успеха дела готовый перечить чуть ли не Сталину. А фразы из кино вошли в разговорную речь. Запомните две условные фразы: «Не могу понять» означает «предельное внимание», «Будьте любезны» значит «полная боевая готовность». «Как говорил товарищ Христос: ищите и обрящете».

Comments

( 25 comments — Leave a comment )
t_i_g_r_r_a
Feb. 15th, 2014 08:18 pm (UTC)
А мне очень понравился этот фильм и музыка Укупника)
ziniker
Feb. 15th, 2014 08:20 pm (UTC)
Если вам на день рождения лучший друг подарил диск Укупника - значит, ваш друг - Аркадий Укупник.
t_i_g_r_r_a
Feb. 15th, 2014 08:40 pm (UTC)
ахахаха))не, ну музыка в фильме, правда, прекрасна)
ziniker
Feb. 15th, 2014 08:41 pm (UTC)
Не могу судить - не смотрел. :)))
vasi_lik
Feb. 15th, 2014 08:18 pm (UTC)
Из этих фильмов смотрел только в «В августе 44-го…».
В нем кажется звучит песня Градского "Маятник".

Edited at 2014-02-15 08:20 pm (UTC)
dyshe_lov
Feb. 15th, 2014 08:36 pm (UTC)
угу. написанный для другого фильма: "Граф Монтекристо"

Edited at 2014-02-15 08:36 pm (UTC)
ziniker
Feb. 15th, 2014 08:19 pm (UTC)
Не видел ни одного вышеперечисленного шедевра...
kazbiz
Feb. 15th, 2014 08:24 pm (UTC)
Блядь, хорошо, когда сказки про Емелю и Ивана дурака сочиняли не было интернета, а то бы тоже по полочкам все разложили
arskvv
Feb. 15th, 2014 08:31 pm (UTC)
Видел все три фильма, понравились
dyshe_lov
Feb. 15th, 2014 08:35 pm (UTC)
" Август". вот только "по македонски" в этом фильме ни кто не стреляет :)). показана лишь стрельба с двух рук. и есть сцена где герой(галкина) держит пистолет двумя руками, на современный пиндосовский манер. Такого просто не могло быть. Для этого требуется совершенно другая школа.

Edited at 2014-02-16 01:22 am (UTC)
prosto_vova
Feb. 15th, 2014 09:34 pm (UTC)
Отличные фильмы.
vg48
Feb. 15th, 2014 10:00 pm (UTC)
обзор творчества геббельса будет?
(Deleted comment)
krasavchik
Feb. 15th, 2014 10:19 pm (UTC)
Да ладно, "В августе..." - норм. Беларусьфильм рулит. "Брестскую крепость" тооже здорово сняли.

Edited at 2014-02-15 10:21 pm (UTC)
alina_kara
Feb. 16th, 2014 01:24 am (UTC)
"В августе" так нормаль, что даже автор романа заставлял свою фамилию из титров убрать.
george_grey
Feb. 16th, 2014 07:23 am (UTC)
Потому что нудятина. Два часа люди слоняются в кадре и не знают чем себя занять. А голос за кадром пересказывает книгу. Потом постояли, попиздели, застрелили Балуева и сразу титры.

Это что, кино, что ли?
garry_gatto
Feb. 15th, 2014 10:39 pm (UTC)
"Сволочи" не смотрел, а вот по поводу "Штрафбата" скажу. Критика не выдерживает критики. Начиная с того, что герой Серебрякова появляется в штрафбате не в 41-м, а когда у нештрафных уже были погоны. А это, извините, никак не раньше начала 43-го. Далее. Ходили штрафники в разведку, и этому есть немало широкопубличных и "для узкого круга" свидетельств фронтовиков. Что до политических дебатов, то они на бытовом уровне велись всегда и везде, а страх царил, в основном, в среде партийных и хозяйственных ответственных товарищей, и поделом: им всегда было (да и сейчас есть) чего бояться!
Плохо, когда передергивания имеют место быть, да еще и так безалаберно выпячиваются!
rostislavddd
Feb. 16th, 2014 07:27 am (UTC)
****Ходили штрафники в разведку, и этому есть немало широкопубличных и "для узкого круга" свидетельств фронтовиков.

Вы свои выдумки за истину не выдавайте, ага? Вы не читали воспоминаний фронтовиков.

Уголовники из штрафрот НИКОГДА не ходили в разведку.
В штрафбатах иногда случалось, но там подбирали группы из проверенных офицеров в чьей лояльности никто не сомневался, включая особый отдел.
Ну типа, заслуженных командиров разведрот, случайно ранивших красноармейца при чистке оружия.
garry_gatto
Feb. 16th, 2014 12:47 pm (UTC)
Не смешите. Вы хоть представляете, сколько было штрафных подразделений во время войны, сколько людей прошло через них? За всех готовы расписаться?
А воспоминания можно не только читать, но и слушать. И если человек, принимавший непосредственное участие в событиях говорит одно, а официальная версия - другое, то я, как минимум, имею разные версии, и мне выбирать, чему верить.

П.С. Даже в произведении "Эра милосердия" упоминаются случаи выходов за языками уголовных штрафников.

П.П.С. И вот это ваше безапеляционное "НИКОГДА" засуньте себе поглубже... промеж рог!
rostislavddd
Feb. 16th, 2014 12:58 pm (UTC)
***Вы хоть представляете, сколько было штрафных подразделений во время войны, сколько людей прошло через них? За всех готовы расписаться?
Я как раз представляю.

***имею разные версии, и мне выбирать, чему верить.
Если конечно у вас в тыковке есть что то другое вместо навоза.
Те у кого навоз не задаются вопросом, где окажется командование штрафного подразделения если разведгруппа перейдет к противнику, или например даже пропадет без вести.
"Оказание помощи в переходе к врагу" чем пахнет, дорогой Шерлок?

***Даже в произведении "Эра милосердия" упоминаются случаи выходов за языками уголовных штрафников.

В жопу себе засунь и это произведение с свою идею о его хоть малейшей авторитетности.
Это "советский детектив" ... идиот.

***И вот это ваше безапеляционное "НИКОГДА" засуньте себе поглубже... промеж рог!
Предпочитаю в ваш анус, чтобы ваши крошечные мозги имели небольшой стимул к работе.
garry_gatto
Feb. 16th, 2014 09:43 pm (UTC)
Вы по-пидарски подло перешли на личности! Вон нахуй!
rostislavddd
Feb. 17th, 2014 01:13 am (UTC)
Забыла добавить " Да как вы смеете... противный".
По вору и мука. Чтобы выдавать советский дефектив Вайнер бразерс за мемуары, пусть даже для солидности, таки надо быть редкостным быдлом.
А быдло должно жить в стайке. Куда я тебя и определил.
alina_kara
Feb. 16th, 2014 01:26 am (UTC)
Я не смотрела "Сволочи", но когда мне сотрудница стала рассказывать сюжет-я удивилась. Если то, что она рассказывала-правда, то тогда какими надо быть идиотами чтобы в это верить? Как можно посылать кого-то в разведку подневольно? Ведь такой просто-напросто сдастся и сдаст других.
rostislavddd
Feb. 16th, 2014 07:22 am (UTC)
Видимо, как бывший контрразведчик автор оставался излишне требовательным к себе и другим.
Правда что ли?:)
http://rostislavddd.livejournal.com/98527.html



художественном романе было использовано множество подлинных документов: приказов, сводок, ориентировок, за всяким эпизодом — реальные случаи, воспоминания военных контрразведчиков, архивные данные.
Все это конечно же не так.
Ни одного подлинного документа в романе нет.
А на архивных делах - до сих пор гриф лежит.
rostislavddd
Feb. 16th, 2014 01:05 pm (UTC)
А вот и про "Сволочей"

Пленный начальник отдела 1-с 9-й армии подполковник Шлинер Франц Макс по поводу разведчиков и разведчиц Красной Армии показал:
"Специальной организации для вылавливания агентов противника не было. Каждый солдат обязан был следить за этим. Солдаты, которым удавалось задержать агента противника, поощрялись и продвигались по службе. Случаев мелкого шпионажа было разоблачено много. Это были женщины или молодежь. Многие из них были задержаны при переходе линии фронта прежде, чем они могли навредить. Малолетние, которые были схвачены при первой попытке к шпионажу, как правило, не подвергались суровой каре, а отправлялись в рабочий лагерь.
Летом 1942 года вдруг очень увеличилось число агентов-подростков в районе Ржева. Это были 14-16-летние девушки, которые были так плохо подготовлены к своим заданиям, что часть из них добровольно сдавались нашим войскам. Их карали в том случае, когда было установлено, что они уже причинили вред"
oswstudio
Feb. 16th, 2014 02:24 pm (UTC)
Идиот тот, кто утверждает, что детей-агентов не было.
Целая индустрия пропаганды была построена на этом. Причем, действительно, на правде. Называлась эта область "Пионеры-герои". Вполне вероятно, что кроме действительных "героев" были и подготовленные настоящие герои - профессионально натасканные диверсанты. Если кто читал воспоминания и т.н. "документальные" книги "про войну" мог вспомнить, например, Мильчакова - его герой (он сам) был диверсантом 16-17 лет. Причем, профессионально подготовленным спецназом. КРоме, того достаточно вспомнить, что призывались добровольцы в 15-16 лет и отправлялись в училища. Или на фронт. Мой отец попал в ДА 17-ти летним.
Идиот тот, кто утверждает, что штрафники не ходили за языками. Этот идиот думает, что штраф-рота и штраф-бат это одно и то же. Это НЕ одно и тоже. Это - разное. Всю эту сумятицу внес, по-моему Васильев (что ли) своим "документальным" сериалом - штрафник-танкист, штрафник-снайпер, штрафник-дартвейдер, штрафник-темныйвластелин и т.д. На самом деле являющейся антисоветской пропагандой, замаскированной под воспоминания.

Не будьте манкуртами - помните историю своей страны. Только не обеляйте и не очерняйте. То что было, то и было.
( 25 comments — Leave a comment )